Специфика пеллетного бизнеса. Как начать?

 

 

Возможно, мы придерживаемся устаревших моделей прошлого века, но мы по прежнему считаем, что главное в любом бизнесе - Клиенты. Поэтому свой бизнес план предлагаем начинать именно с описания того, кто ваш клиент. Затем, обратите внимание на специфику пеллетного бизнеса, и только потом обращайтесь к книгам, консультатам и людям уже прошедшим это путь.

 

идеальное здание

Как мы уже неоднократно писали, бизнес-модель построения пеллетного бизнеса (производства) основанная только на зарубежном клиенте порочна по своей сути, так как, во-первых, Вас отделяет от клиентов этап доставки товара, который практически неконтролируем с Вашей стороны, а во-вторых, моно клиент может диктовать Вам свои кабальные условия, иными словами, Вам остаётся уповать на его милость.

Совершенно по-другому выглядит ситуация если Вы развиваете локальный пеллетный бизнес в отдельно взятом регионе (области), где Вы производите пеллетное топливо и сами же реализуете, занимаясь логистикой, клиентам, которые используют его в качестве альтернативы ископаемым видам топлива (нефти, угля и газа). Вы контролируйте весь процесс, у Вас отличная обратная связь, и Вы легко можете позволить даже сменить себе потребителя.

Оценка затрат по осуществлению локального пеллетного проекта строго индивидуальна и не может проводиться на основании какого-либо, пусть даже самого универсального шаблона, поэтому мы рекомендуем осуществлять этот шаг самостоятельно. Фирма, торгующая прессами грануляторами и прочим сопутствующим оборудованием, наверняка заинтересована в продаже своего товара, поэтому, несомненно, её бизнес план вашего бизнеса, и как следствие, оценка ваших затрат, будет чересчур оптимистичным. Так же, как и бизнес-план, разработанный консультационной фирмой, получающей проценты от стоимости проекта.

Для оценки прибыльности или выгодности создания подобного локального пеллетного бизнеса мы предлагаем некоторые шаги по оценке специфики, после которых можно оценивать бизнес по стандартной схеме (маркетинговый план, финансовый план, план производства и т.д.). Технологию оценки проекта и написания бизнес-плана можно подсмотреть в любом учебнике экономике или специализированном издании, мы лишь предлагаем Вашему вниманию некоторые специфические моменты. Вот они, на наш взгляд:
1. Оценка наличия потребителей тепла и текущая ситуация с источниками тепла (применяемого топлива);
2. Оценка сырьевой базы для изготовления пеллет;
3. Оценка специфических затрат на проект;

Шаг 1 - Наличие потребителей тепла и текущая ситуация с источниками тепла (применяемого топлива)

Прежде чем предпринимать дальнейшие шаги, желательно оценить текущую ситуацию с обеспечением теплом в данном районе (области). Попробуйте ответить на следующие вопросы:
1.1.Кто будет платить Вам за пеллеты? Муниципалитет (иные органы местной власти) или юридические фирмы или индивидуальные потребители – каждый вид имеет как свои плюсы, так и минусы, но в любом сочетании, в долгосрочной перспективе это выгодней продажи пеллет на Запад, хотя обратной стороной, безусловно, являются затраты на построение взаимоотношений.

1.2. Сколько будет стоит для потребителя переход на новый вид топлива? Например, если объект (здание, коттеджный посёлок, промышленные помещения) в настоящее время отапливается газом и тепловое оборудование достаточно новое, то переход на новый вид топлива будет сложнее, чем, например, на объекте, где в качестве топлива используется мазут или даже уголь, а тепловой котёл выпущен в середине позапрошлого века.

1.3 Как будет расходовать пеллеты ваш клиент ? Разные по назначению здания, а соответственно и Ваши платежеспособные клиенты, по разному потребляют тепло. Например, согласно статистическим источникам Великобритании, в жилых домах наибольший расход топлива происходит в утренние часы и плавно снижается к концу дня, в то время как в офисных помещениях, температура, а следовательно и расход топлива поддерживается равномерным в течение всего рабочего дня. В пабах и ресторанах хорошо заметны два пиковых времени: это время обеда и время начала вечерних посиделок. Безусловно, подобное регулирование потребления тепла возможно лишь на современных системах теплоснабжения и маловероятна в условиях централизованного теплоснабжения, наиболее распространённого в нашей стране, однако в небольших автономных зданиях это возможно и сегодня. Представляя уровень потребления тепла возможно более реалистично спланировать обьем потребления топлива и как результат, более реалистично оценить сбыть собственной продукции (пеллет). Наличие у клиентов статистики по расходу топлива или хотя бы финансовые расходы на отопление за прошлые годы также позволят оценить выгоду от внедрения пеллетного топлива.

Важно правильно оценить топливо, применяющееся на сегодняшний день, возможные преграды на пути расширения объемов его получения (например если речь идёт о газе то возможно его нормирование или ограничение на подключение, как в случае с электроэнергией) и как следствие получить дополнительное преимущество.

Шаг 2 - Оценка сырьевой базы для производства пеллет

Планируя пеллетное роизводство необходимо правильно оценить сырьевую базу, что бы избежать ситуации, в которой уже сегодня находятся некоторя часть пеллетных производств в нашей стране.

Во-первых, кто будет являться поставщиком сырья для Вашего производства – либо это будет ДОК или прочее производство связанное с деревообработкой, входящее в дружественный холдинг, либо вы будете самостоятельно закупать низкокачественную древесину и превращать её опилки, либо Вы будете закупать опилки у сторонних производителей.

Во-вторых, какие возможны изменения на стоимость сырья. Широко известен тот факт, что если сначала близлежащий ДОК отдаёт вам свои отходы (стружку и опилки) бесплатно, только что бы Вы очистили его территорию от промышленных отходов, то в последствии, то же самое сырьё Вам будет продавать. Возможны и глобальные изменения, например снижение налогов на продажу необработанной древесины, приведёт к тому, что обьемы деревообработки будут снижаться и как результат снижение обьёмов стружки и опилок.

.
откуда берётся сырьё для пеллет

В-третьих, какие изменения возможны в структуре сырья. Переход с сырья поступаемого с дружественного ДОК на сырье приобретаемое на «улице» ведёт не только к изменению логистической составляющей, но и к увеличению затрат как на сушку сырья, очистку, так и на его подготовку к гранулированию.

Шаг 3 - Оценка затрат

Собственно сама оценка затрат содержит на наш взгляд следующие «подводные камни»:
Во-первых, учитывая новизну пеллетного бизнеса в России Вы не сможете использовать статистику по причине её отсутствия. Иными словами – если Вы собираетесь открыть ларёк по продаже цветов, то Вы по крайней мере можете спросить у десяти человек кто это уже делал, узнать стоимость передвижных цветочных ларьков, как новых так и б/у в газете из «Рук в руки», а также оценить количество потенциальных клиентов. И в любом случае, у Вас 3 раза в год будет обеспечен 100% сбыт, вне зависимости погодных условий. С пеллетным бизнесом такой подход невозможен , так как общее количество пеллетных производств (как задекларированных к строительству, так и уже производящих топливные гранулы) не превышает 100 площадок.

Первое следствие – новизна бизнеса ведёт к отсутствию стандартов, что опять же ведёт к непредсказуемости затрат, например, местные власти могут затребовать у Вас лицензии на перевозку горючих веществ (топлива, пожароопасных отходов), а так как сам термин паллеты практически не где не прописан в отечественном законодательстве, Вам трудно будет возразить. Аналогична ситуация с качеством пеллет, стандартов на них пока нет. Также как и нет технических регламентов.

Второе следствие – выход из бизнеса будет затруднителен, опять же проводя аналогию с уже устоявшимся бизнесом, если продажа цветов у метро не принесла Вам планируемый доход или ожидаемое моральное удовлетворение, Вы можете либо продать ларек «с потрохами» конкурирующей стороне, либо переключиться на продажу пирожков, то в случае с пеллетным заводом, вы сможете, пожалуй, лишь продать оборудование с значительным дисконтом и постараться использовать помещения по другому назначению. К сожалению, о рынке слиянии или поглощений еще как минимум, на наш взгляд, лет десять говорит не придётся.

Во вторых, учитывая специфику производства и область деятельности, пеллетный бизнес находится в сильной зависимости от государства, что не так ясно видно с первого взгляда. Принятие и, что важнее, осуществление программы по газификации отдельно взятого района, может уничтожить Ваш пеллетный бизнес, если Ваши клиенты находятся в этом районе. А как было уже сказано выше, изменение пошлин на необработанную древесину, может как увеличить Ваши сырьевые потоки, так и перекрыть их полностью.

В третьих, пеллетный бизнес это отчасти социальный бизнес, так как связан с обеспечением человека базовыми потребностями – в данном случае теплом, поэтому занимаясь пеллетами Вы берете на себя ответственность за обеспечением теплом населения суровыми зимними днями и ночами.

Что дальше ?

А дальше надо брать лучшие мировые практики, книги, пособия и расписывать все по пунктам, логистику, производство, маркетинг, сбыт, управление персоналом и т.д. Об этом написано множество книг, поэтому мы не будем отнимать хлеб у теоретиков. Добавив лишь в конце, что, так же как и самая лучшая и подробная карта отличается от самой местности, так и самый лучший бизнес план, или оценка в нашем случае, отличается от реальной ситуации.

| More

 

Что еще почитать на этом сайте Каталог всех статей
Наша почта
ОднаКнопка

Google
 
 

 

 

www.woodheat.ru пеллеты инструкции к пеллетным котлам (с) Условия копирования информации